Прежде чем купить первый байк, о нём нужно как следует помечтать — долгими зимними вечерами листать предложения о продаже, спорить в форумах о достоинствах и недостатках различных моделей, а с наступлением сезона бродить по мотосалонам и откладывать покупку на зиму. Научиться грамотно мечтать о байке (а потом, может быть, и вправду его купить) поможет наш гид.
Официальный дилер
При наличии богатых родителей или собственного бизнеса можно зайти в сверкающий мотосалон, вдохнуть пьянящий запах резины и аромат пофигизма продавцов, и прикупить себе новенький мотоцикл по цене малолитражки. Но есть методы куда дешевле и гораздо интереснее.
Японские аукционы
Преимущества: Японские б/у — основной тип двухколесных машин на российских дорогах, несмотря на доставку аж с Дальнего Востока. Почему? Во-первых, японцы делают мотоциклы хорошо и надолго, так что есть шанс без проблем прокататься несколько сезонов на старичке 1982 г. р. Во-вторых, в Японии очень распространены автоаукционы (постоянно действуют более 200). В-третьих, у них есть «скромный» класс 400 см³, который существует только в Японии и хорошо подходит начинающим.
Недостатки: способ не для слабых духом. Хотя торговаться можно по интернету, на аукцион в Канто не приведёшь друга-механика, способного отличить почти-новый-мотоцикл от заполированного и отмытого ведра с гайками. Непросто также освоить систему торгов, преодолеть таможенные рогатки и маразм транспортных компаний.
Мотосалоны подержанных байков
Преимущества: наиболее очевидный способ, прямо вытекает из предыдущего. Мотоцикл уже привезли из Японии, проверили, отладили, снова помыли и выставили в зал по симпатичной цене. Позволяет купить байк под настроение и не сходя с места, соблазнившись блеском хрома и подозрительно низким пробегом.
Недостатки: если вы покупаете мотоцикл в самый неудачный момент (а именно в начале сезона, когда то же самое пришло в голову всем остальным), будьте готовы к встрече с объедками и огрызками — самыми пожилыми и сомнительными экземплярами в ассортименте. Кроме того, в салонах проверку и отладку нередко пропускают, и переходят прямо к помывке (плюс обязательное скручивание спидометра).
Интернет-барахолки
Преимущества: интернет помогает связать страждущие души мотопродавца и мотопокупателя, даже если один из них живёт в Кочкурово, а другой в Верхних Усуглях. Бесспорный лидер в этой области — мотораздел крупнейшей отечественной автобарахолки, moto.auto.ru, с крепкой репутацией и огромным выбором.
Недостатки: очевидны. Способность избежать мошенников-кидал, сломанных мотоциклов с рейтингом «Отличное состояние» и мототяпок со следами кишок на лезвиях — зависит только от вдумчивости и осторожности покупателя.
Фанатские сообщества и форумы
Преимущества: Если вас привлекает какой-то конкретный класс мототехники, от «Муравья» до ретро-скутера — у него уже есть дружное интернет-сообщество. Мотоциклы не фордфокусы, и чувство локтя у двухколёсных водителей развито относительно хорошо. Если вежливо общаться и не лениться учить матчасть, можно познакомиться с полезными людьми. Это позволит не только прикупить байк мечты за смешные деньги, но и обслужить его любящими руками энтузиаста.
Недостатки: возможно, вам не захочется стать одним из них.
И самое важное: берите с собой опытного мотоциклиста-механика.
Если среди ваших друзей такого нет, нестыдно будет заплатить независимому профессионалу с форума или из мотошколы (поверьте, это нормально). Вы вряд ли натренированы распознавать текущие вилки на ощупь, ненастроенные карбюраторы на слух и забитый фильтр по запаху. Помните: скупой платит дважды, отморозок покупает у скупого, а лох покупает у отморозка за полцены.
Памятка
Для того, чтобы стать мотоциклистом в России, нужно:
► пройти курс обучения в мотошколе;
► получить водительские права категории «А»;
► приобрести экипировку (шлем обязателен по закону, далее по вкусу);
► приобрести мотоцикл и поставить его на учёт (по новым правилам, вот пример). Желательно также найти нормального инструктора, потому что права «А» у нас выдают за способность выписать восьмерку на скорости 2 км/ч, а не за умение маневрировать в потоке, бороться с «вакуумным эффектом» от фуры и правильно вести себя при падении.